[Главная] [8 августа] [9 августа] [10 августа] [11 августа] [12 августа] [После войны] [Итоги]


8 августа.  День первый.                                                            

После начала боевых действий, утром  8 августа появились и  первые сообщения о сбитых самолетах, пока с грузинской стороны. Вот одно из них:

http://www.fraza.ua/news/08.08.08/53876.html

Грузия сбила российский Су-25 08.08.08 10:28   «Фраза». «Четыре самолета, залетевших со стороны России, сбросили бомбы на город Гори примерно в 11:00 по московскому времени 8 августа. Об этом сообщает "Новости - Грузия" со ссылкой на грузинскую телекомпанию. По информации ТВ, один из самолетов уже сбит грузинскими войсками».

http://scrolllock.livejournal.com/76209.html#cutid1

11:45, 8 августа Чрезвычайная служба Гражданской авиации сообщает о сигнале со сбитого летательного объекта (предположительно, российского военного самолета), упавшего около Иурской долины, в 17 км к югу от Гори.

http://sceptic-rus.livejournal.com/971653.html11.45 - получен аварийный сигнал с ВС из района хребта Иури, в 17 км к югу от Гори.

Источником указанного аварийного сигнала мог быть грузинский вертолет   Ми-24, потерянный, как следует из статьи в  грузинском журнале «Арсенал», перепечатанной в  украинском журнале «Авиация и Время» №6/2008г.:

http://journal.knigka.info/2009/01/23/aviacija-i-vremja-6-2008.html

при выполнении боевого задания без воздействия противника. Впрочем, дата и место потери в статье не указаны, так что более вероятен  другой вариант – сигнал передавался передатчиком катапультировавшегося пилота сбитого  примерно в это же время российского самолета. Иурская долина находится в нескольких десятках километров от деревни Дзевера, где  был сбит первый самолет в этой войне -  Су-24М 929-го ГЛИЦ (в/ч18374, Ахтубинск), но возможно, имела место ошибка в пеленгации. Сбитый Су-24М в составе группы из трёх самолетов выполнял задачу по разведке и подавлению грузинских огневых точек в районе Цхинвала, сбит на втором заходе на цель. Экипаж, полковник Игорь Леонидович Зинов и штурман-испытатель 1-го класса полковник Игорь Викторович Ржавитин катапультировался на предельно малой высоте. Командир экипажа полковник И.Зинов, тяжело травмированный, был захвачен в плен и  19 августа возвращён при обмене военнопленными российской стороне. Надо заметить, что в отличии от Су-25 или Ми-24, запечатленных в многочисленных репортажах, при просмотре фотогалерей, посвященных  пятидневной  войне, мне  удалось найти только одну  фотографию Су-24 из района боевых действий.

Зато  сбитому Су-24 посвящено  множество репортажей, видеороликов и десятки фотографий:

 http://www.youtube.com/watch?v=a5AnBbyua4c

 

 www.kommersant.ua  Интервью с пилотами в грузинской больнице: "Сначала сообщалось, что при падении пилоты получили незначительные повреждения, и на первый взгляд это действительно так. Руки и ноги перепачканы зеленкой, кое-где перевязки. На лице заживающие ссадины…У полковника Игоря Зинова, который управлял сбитым Су-24, из повреждений в основном ожоги. Позвоночник вроде цел, но сильный ушиб все равно не дает ходить. Я рассказываю полковнику, что грузинские СМИ именно его считают пилотом, отбомбившимся над городом Гори. Но он это наотрез отрицает.

– Нашей целью были скопления войск и боевой техники. В первом заходе штурман не был уверен, что под нами именно названная цель. Когда пошли на второй заход, нас сбили,– рассказывает полковник. Где теперь его штурман, полковник не знает.

Впрочем, в другом интервью он  иначе говорил о своем крайнем боевом вылете:

http://www.kp.ru/daily/24147/364313/

- В каком районе Грузии вас сбили?

 - Извините, я сейчас тяжело соображаю... Какой здесь город на «ц»? Цхинвали? Да. В радиусе города Цхинвали...

 http://www.kp.ru/video/8911/

 

 - Вы командир экипажа?

 - Да, я командир фронтового бомбардировщика Су-24.

 ... - Как вы оцениваете силу грузинских ПВО?

 - Считаю, она достаточно сильная...

- Как был сбит ваш самолет?

 - Это была какая-то ракета... То ли переносной зенитный комплекс, то ли стационарный. Облучение было по радиоканалу. Скорее всего, радиоракета.

 - Сейчас вы находитесь в грузинском плену. Знает ли о вас российское командование и ваши родственники из России?

- Пока я ни с кем не общался кроме Международного Красного Креста и журналистов (грузинских СМИ - прим. ред.). Но, в отличие от вас, все они пытались представить меня как какого-то монстра, который хочет всех убивать. Но я как им, так и вам говорю, что ни одной бомбы с этого самолета сброшено не было и я чист перед Грузией...

Еще позже появились  два грузинских видеоролика:

 http://www.youtube.com/watch?v=P5Mh2DeC2JE

 на которых  запечатлено поражение неизвестного самолета зенитной ракетой. По характеру  равнинной сельской  местности, имеющей линии электропередач, дома и дороги, а так же  времени  суток можно предположить, что оба ролика запечатлели  гибель Су-24М, около полудня 08.08.2008г. В первом ролике солнце светит справа, и если предположить, что  события происходят  в первой половине дня, самолет летит с севера, что  соответствует описанию  атаки Су-24М. Некоторую разницу в облачном покрове  на видеороликах можно объяснить тем, что на первом запечатлен начальный момент поражения   самолета и катапультирование первого пилота (на 6 секунде), а камера  расположена по направлению полета, примерно под 20°-30°  справа, вероятно, в районе возвышенности у н.п. Ахалбада. В кадре можно различить что то,  напоминающее реку – это может быть только         Б. Лихава.

На втором видеоролике:

http://www.youtube.com/watch?v=foP047XmWM8&feature=channel_page

 

 видны последние  мгновения полета падающей почти вертикально, горящей машины и катапультирование  второго пилота (на 8 секунде) у самой земли. Камера  расположена сзади - справа, под углом 150°-170°, на возвышенности,  примерно в районе  н.п. Шиндиси, на восточном берегу р. Б. Лихава,  что  подтверждается  освещением солнца  слева.  Место падения покрыто низкорослой растительностью, на фоне которой выделяются отдельно стоящие большие деревья.  Это совпадает с  фотографиями  обломков Су-24М, упавшего в  фруктовых садах. Существует фотография, которую так же можно отождествить с гибелью Су-24М, вероятно съемка  велась сзади,  гора вдали – вероятно, хребет  Кверинани.

Последовательность  событий в  видеороликах соответствует грузинскому описанию  уничтожения Су-24М:

http://www.milkavkaz.net/forum/viewtopic.php?t=236&start=915

Бомбовый удар в районе Шиндиси (по нашим данным - по позициям артиллерии), сбит с третьей ракеты с инфракрасным наведением, упал в село Дзевера. Ржавитин катапультировался, но обломками ему повредило купол, он попытался открыть запасной, но высоты уже не хватило. Зинов взят в плен.

http://www.milkavkaz.net/forum/viewtopic.php?t=236&start=915

Военные корреспонденты Квирис Палитра опубликовали статью-репортаж из буферной зоны http://www.kvirispalitra.com/gj-site/2008/38-2008/arms-men.htm …А всё село Шиндиси стала свидетелем как сбили российских Су-24, две ракеты мимо цели - третья настигла. Один пилот был взят в плен, другой не выжил - на него упали горящие обломки самолёта и он сгорел.

По другой информации, оказавшись на земле, штурман экипажа полковник Игорь Ржавитин вступил в бой с грузинскими военнослужащими и погиб. Впрочем, на  фотографиях тела Ржавитина, появившихся  в сети Internet, видно  парашютное  снаряжение, что  подтверждает версию  о неудачном приземлении:

http://www.kp.ru/video/10007/

 

Сложно сказать,  каким ЗРК был сбит самолет. Возможно прав и  пилот самолета и грузинские журналисты – Су-24М действительно  облучался радаром с командного  пункта  израильского ЗРК «Spider», упрощенная модификация которого (только с ракетами с инфракрасной ГСН) была поставлена в Грузию и активно применялась в ходе конфликта. Существует видеоролик,  на котором специалисты  российского МЧС осматривают   части  ракеты,  запущенной с ЗРК«Spider»:

 http://www.youtube.com/watch?v=k_OjzEzLzsg

 

К сожалению, установить место, где   была найдена ракета (и соответственно, определить местонахождения ЗРК «Spider», не удалось.

 Впрочем, неясно, имели ли ЗРК «Spider», поставленные в Грузию РЛС:

http://forums.airbase.ru/2009/02/t63290,16--Vojna-v-YUzhnoj-Osetii-PVO.3720.html

«На крыше стоит оптическая система Топлайт, позволяющая автономно наводить ракеты. Вполне возможно, что несколько пусковых установок было продано вообще без командного пункта с радаром. Супер бюджетный вариант».

 

Однако позже появились кадры, снятые в Гори  в период конфликта, на которых запечатлено некое оборудование с  комплекса  «Spider», возможно командный пункт:

Cveni tankebi, gorSi MyVideo.GE - Georgian Video Portal, Media Hosting, Online Web Camera Streaming

 

Другим  возможным средством поражения Су-24М мог быть  ЗРК советского производства «Бук-М1», обслуживаемый  украинскими расчетами.  Впрочем, встречались высказывания,  ставящие под сомнение общепринятое мнение о высокой эффективности  украинских зенитчиков и советских ЗРК:

http://forums.airbase.ru/2008/08/t63290,12--Vojna-v-YUzhnoj-Osetii-PVO.html

«АЭРОСВIT-2008…Но на соседнем стенде имеющем отношение к БУКам, самими хохлами было уверенно заявлено, что украинские БУКи не стреляли. Причём по техническим причинам. Один заглох где-то на перевале и был разукомплектован и брошен самими грузинами, со вторым ещё какая-то мутотень приключилась и что "..стреляли средствами западного производства, которые имеют более удовлетворительное техническое состояние, чем буки и иглы…»

Конечно, полностью исключать применение ЗРК «Бук-М1» или  «Оса-АКМ», поставленных  из Украины,  нельзя. В частности, есть следующее описание:

http://www.strizhi.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1219408809/135

Я расскажу, что писал грузин, бывший очевидцем событий. Наверно, не врет, т.к. я больше нигде этой инфы, окромя одного специфичного форума, не видел.
Дело было под Гори. Этот товарищ был призван по мобилизации (значит это 9-10 августа), и в звании лейтенанта командовал подразделением инженерного обеспечения (копание окопов и позиций) батареи ПВО. Батарея состояла из ДВУХ "Шилок", ОДНОЙ машины "Бук" и ПЗРК. "Шилки" "ждали" наши вертолеты. В какой-то момент появился российский самолет (не "Грач", по размерности гораздо больше). Видимо, "почуяв" излучение РЛС "Шилок" резко довернул и пошел прямо на них. После этого тут же - пуск "Бука", взрыв в небе и два парашюта. По словам этого парня, летчиков они не искали, только сообщили "куда следует". После этого батарею усиленно бомбили, его ранило осколком и повезли его в тыл.                                         

Можно  предположить, что дата  этого эпизода  определена неверно и грузинский резервист был призван не 09.08.2008г., а ночью 08.08.2008г., а возможно и  раньше, что вполне соответствует  времени призыва резервистов по грузинским источникам:

 http://www.apsny.ge/cgi-bin/news/print.cgi?id=EkFyEZAAAZnYyoXMGJ

«7 августа... Также был определен план мобилизации резервистов, которым заранее были определены районы сосредоточивания по базам: 1) территория аэродрома населенного пункта Вазиани; 2) территория Сенакского военного аэродрома; 3) территория кутаисской III бригады; 4) территория Горийской бригады; 5) территория бригады Вазиани.
…Всего планировалась мобилизация до 60-ти батальонов резервистов, предположительно, составом до 30 тысяч военнослужащих (хотя приказ о мобилизации не был отдан до 3 часов ночи 8 августа). …Начался сбор резервистов на территориях бригад Вазиани, Гори, Кутаиси и Сенаки. Соответственно принятым из объединенного штаба приказам, в обязанности национальной гвардии вошли мобилизация до 60-ти батальонов, вооружение и переброска их в зону конфликта. Не взирая на это, в 07: 38 агентство " InterPressNews " распространило информацию о том, что официальные структуры отрицают призыв резервистов. Хотя первые резервисты вошли в село Мугути уже в 05:30 часов 8 августа, а к 08:00 часам начался поэтапный вывоз резервистов из Вазиани в Гори…».

 Следовательно,  рассказчик вполне мог оказаться к 11:00 -11:30 на позициях ЗРК под Гори и наблюдать  пуск ракет по самолету.  Это рассказ вполне соответствует  местности и  описанию гибели  Су-24М 929-го  ГЛИЦ И.Л. Зинова и  И.В. Ржавитина, а других  самолетов в районе Гори  за все время боев сбито не было.

 

Интересно, что   ЗРК «Бук-М1» наши войска  не только захватывали в качестве трофеев на Абхазском направлении  неповрежденными – по крайне мере один  тягач, входящий в состав комплекса  ЗРК «Бук–М1 и поставленный морским путем в Грузию с первой партией  еще 07.06.2007г., в ходе конфликта  был уничтожен. Вероятнее всего он действовал  недалеко от Гори.

 

 Несколько других тягачей из той же партии  были захвачены в районе Сенаки

Фото из журнала  «АвиаПарк» №4/2008г.

Еще один подобный  тягач был захвачен  на грузинской базе в Гори.

Кроме того,  закупленные на Украине в 2007г. ЗРК «Оса-АКМ» в количестве 5-14 ПУ: http://www.abkhaziya.org/server-articles/article-15a0202a75498d4e058ad1480205c025.html

использовались грузинами на Цхинвальском направлении  и были захвачены в качестве трофеев: 

http://www.vesti.ru/doc.html?id=202307

Как сообщил ранее помощник Главкома сухопутных войск РФ полковник Игорь Конашенков, российские миротворцы и подразделения усиления захватили в зоне грузино-осетинского конфликта более 100 единиц бронетехники, в том числе 65 танков грузинской армии. По его словам, среди захваченной бронетехники – пять комплексов ПВО "Оса", 15 боевых машин пехоты (БМП-2), пушки Д-30, а также самоходные артиллерийские установки чешского производства и американские бронетранспортеры.

Правда, по некоторым данным, их техническое состояние оставляло желать лучшего:

http://forums.airbase.ru/2007/05/t55815,6--VVS-GRUZII.html

«…ПВО Грузии - три дивизиона Буков (один не учас.в войне) 5 "Ос"(с ракетами выр.ресурс)…».

 

По другим  данным, в руки российских  военных  ЗРК «Оса-АКМ» попали без  боекомплекта. Это подтверждается  фотографией, на которой виден открытый пусковой контейнер, следовательно, ЗРК  производили пуски ракет.

Таким образом, хотя претендентов на победу над Су-24М  более чем достаточно,  определить фактические обстоятельства  его уничтожения затруднительно. Ясно только одно – он уничтожен грузинской ПВО.

 

Через несколько часов грузины заявили о еще одном успехе:

http://www1.abkhaziya.net/

8 Август 2008 г.14.30  «Щас смотрю в Батуми грузинские новости, и там говорят что утром в небе над Гори был сбит один российских штурмовик, и только что над с. Ередви был сбит второй штурмовик».

Никаких свидетельств очевидцев или упоминаний в репортажах корреспондентов, подтверждающих заявленную грузинами потерю, найти не удалось. В  статье «Осетинский экзамен» журнала «Авиапарк» №4-2008г. заявлено о повреждении в это день двух штурмовиков 368-го ОШАП.  Однако,  изучив всю имеющуюся информацию, можно заключить, что один из «Грачей», Су-25БМ №09  капитана Ивана Нечаева был подбит не 08.08.2008г, а 11.08.2008г. Подробнее об этом  будет сказано ниже. Впрочем,  возможно в первый день действительно были повреждены  два российских  штурмовика:

http://www.rambler.ru/news/politics/georgia/564936956.html/?t_detail=0

«Не обошлось без потерь и с российской стороны. В первый день боев на свои аэродромы с пробоинами в крыльях вернулись два российских штурмовика. Хоть они и дотянули до взлетной полосы, но теперь нуждаются в длительном ремонте. Российские летчики не пострадали».

В сети Internet встречались упоминания, что помимо трех Су-25, получивших тяжелые повреждения, еще 4 штурмовика были повреждены не так серьезно. Фактически, первым действительно поврежденным в этот день «Грачем» был Су-25СМ № 08 полковника Олега Молосова из 361-го ОШАП.  Близ Цхинвала он получил  несколько попаданий и вернулся на базу на одном двигателе. В отличии от других сбитых и поврежденных штурмовиков, имеется только две фотографии находящегося на  рем.заводе Су-25СМ № 08, по которым нельзя точно определить характер полученных повреждений. На первой в кадр попала только носовая часть с   бортовым №  08  и одной осколочной пробоиной, на второй  представлен самолет (бортового номера не видно) с отстыкованным хвостовым оперением, на  фюзеляже которого  с трудом можно различить  (на фотографии в высоком разрешении) несколько небольших пробоин, от осколков или стрелкового оружия.

 

В тоже время, имеются упоминания о подсчитанных техниками 88 пробоинах. Возможно, основная масса попаданий пришлась на отстыкованное хвостовое оперение, плоскости или правый борт  самолета. Следует отметить, что вновь нуждаются в уточнении  данные, приведенные в  журнале «Авиапарк» №4-2008г.,  а так же ген.директором121-го авиаремонтного завода (Кубинка) Я. Кажданом:

http://www.rian.ru/osetia_news/20081017/153414223.html

«...Каждан также сообщил, что проходящие ремонт на заводе три штурмовика Су-25 были повреждены именно наземными средствами ПВО, а не самолетами ВВС Грузии, не стрелковым оружием и не огнем артиллерии. "Характер повреждений трех самолетов позволяет нам говорить о том, что против них действовали наземные средства ПВО - переносные зенитно-ракетные комплексы, а также комплексы "Бук-М1", - сказал Каждан».

Дело в том, что  сопла  двигателей этого самолета не повреждены (правый двигатель частично  заслонен открытым лючком, но   видимая часть цела) что нехарактерно для применения ПЗРК, так что его повреждения более всего подходят  под описание налета на Гори 8 августа, во второй половине дня:

 http://www.kp.ru/daily/24143/361226/

 «…Мы пили компот из кизилового варенья и смотрели, как над нами, огибая холм со старой крепостью, заходят на бомбежку грузинской военной базы российские штурмовики. На четвертом заходе самолеты попали в заградогонь зениток, прямо в красивые и смертельные блестки салюта. Один штурмовик задымил и ушел со снижением на север»…

http://www.milkavkaz.net/forum/viewtopic.php?t=226&postdays=0&postorder=asc&start=345

«…мой друг рассказал увиденное своими глазами --как искры полетели от попадания...
Но самолет улетел оставляя шлейф дыма...Может потом упал... Не знаю...»

http://talks.guns.ru/forummessage/52/359948-14.html

«..кстати одну сушку сбил залп из артиллерии. Не подтверждены данные но артиллеристы рассказали что командир батареи катался по полу от радости ))) вроде был су-25...»

 

 Вероятно, Су-25СМ был поврежден огнем  давно устаревшего, но по прежнему эффективного 57-мм    зенитного орудия С-60. Впоследствии    не менее 2 подобных установок были захвачены нашими войсками в окрестностях Гори.

Впрочем, нельзя полностью исключать возможность использования грузинами и иных средств ПВО, например ЗУ-23. По крайне мере одна такая установка была захвачена в Абхазии:

К этим описаниям можно только добавить,  что дымный след за  Су-25 не обязательно является показателем повреждения двигателя. В репортажах из зоны конфликта видно, что летящие «Грачи» (как наши, так и грузинские) оставляют  хорошо заметный дымный шлейф, который сторонний наблюдатель может принять за  пожар. Возможно, именно с этим связаны многочисленные сообщения о  сбитых  или поврежденных самолетах.

 

Вскоре  один поврежденный штурмовик невероятным образом превратился в  три: http://www.rosbaltsouth.ru/2008/08/08/511667.html

Росбалт-Кавказ, 08/08/2008, Новости 17:50 Госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявил в пятницу журналистам о взятии под полный контроль грузинскими войсками Цхинвали…По его словам, «грузинские силы ПВО и летчики сбили уже 4 российских самолета».

Фактически, на этот час речь могла идти только об одном сбитом Су-24 и  одном поврежденном     Су-25. Откуда взялись  еще два – неясно. Впрочем, первые потери признала и грузинская сторона:

http://www.nukri.org/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=806

8 августа  17:35. Военная база в Марнеули, расположенная в 20 километрах к югу от Тбилиси и находящаяся вне зоне конфликта, подверглась бомбардировке в третий раз. В результате бомбардировки погиб один человек и четверо  получили ранения, также, в результате трех бомбардировок были уничтожены существующие на базе три самолета Aн-2 и там же припаркованные военные машины.

На представленном  видеоролике:

YouTube - Marneuli bombing by russian Su-25's

запечатлен второй   за 08.08.2008г. удар по авиабазе  парой Су-25, причем они применяют не только НУРС, но и пушки.

Согласно фотографиям, сгоревшие автомашины и 3  Ан-2 стояли довольно кучно, и судя по   большому, широкому у основания  дымовому столбу, потерь  возможно было больше. По крайне мере  грузинские участники различных Интернет-форумов  указывают на уничтожение или тяжелые повреждения одного или нескольких штурмовиков и других самолетов, особенно часто упоминается  в этой связи Су-25УБ.

Фото из журнала  «Авиация и Время» №6/2008г.

Следующий  действительно сбитый самолет стал  широко известен после репортажа, показанного в программе «Вести» группой корреспондента А. Сладкова.

http://www.lenpravda.ru/today/270342.html

09. 08.2008 00.03 Недалеко от Цхинвали сбит боевой самолет ВВС Грузии. Это произошло днем 8 августа. Момент падения самолета был зафиксирован на видеокамеру очевидцем. Эти кадры продемонстрировал сейчас в своем эфире российский телеканал "Вести". Кроме того, съемочная группа телекомпании прибыла на место падения истребителя, обнаружив там горящие обломки самолета. "Вести" передает, что самолет был сбит с воздуха другим самолетом, каким - пока неизвестно. Перед тем, как это произошло, грузинский самолет атаковал колонну российских миротворцев.

Видеоролик с кадрами  падения сбитого самолета легко найти в сети Inernet. Однако фактически, сбитым  08.08.2008 около 18:00 был Су-25БМ 368 ОШАП (в/ч 11580, Буденновск) "№5.?", Старый б/н-№10+звезды, з/н 10514 пилот -  летчик 2-го класса, заместитель КЭ подполковник Олег Михайлович Теребунский. При катапультировании в летчика стреляли в воздухе, но не попали (хотя в большинстве сообщений говорилось, что  он был убит в воздухе, а по  высказываниям грузинских участников интернет форумов – даже

 облит бензином и сожжен).

Информация о воздушном бое и о времени  падения самолета появилась именно от  журналистов группы А.Сладкова, сумевших снять  падение самолета:

http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?p=1170206&highlight=%EC%E0%EB%E5%ED%FC%EA%E8%E9#post1170206

«…Поговорил с Сашей, записал у него весь исходник падения Су-25, тот что он показывал. ОЗ снять не успели - стал взрываться, сняли маловато, но что видно - падал даже не в штопоре а как камень вниз, летчик вышел, но по нему стреляли все. Со слов Саши - прилетел маленький зелененький самолетик за ним маленький серенький, маленький серенький пристроился сзади - пострелял- маленький зелененький вспыхнул и упал. Еще. на борту контурами нарисован БН и много рядов белых звездочек, есть ли у грузинов такое?»

http://www.youtube.com/watch?v=udQ4ldAC4rc

http://www.milkavkaz.net/forum/viewtopic.php?p=26078&highlight=%F1%E0%EC%EE%EB%E5%F2+%F1%E1%E8%EB%E8#26078

«…Да, позвонил Саше Сладкову, самолет сбит 8 августа в 18 часов.».

Впрочем, есть сообщения очевидцев о том, что самолет сбит из ПЗРК и дающие более точную привязку к местности. Хотя точно  указать место   падения «Грача» нельзя,  но можно предположить, что это было недалеко от Цхинвала, вдоль объездной  дороги.

 

http://kp.ru/daily/24150.4/366231/

«…Оглядываемся вокруг - мы на Зарской дороге, ведущей прямо в город.…

- До города далеко? - спрашиваем офицера.

- До какого?

- Цхинвали.

- Нет больше такого города, - сплевывает военный. И, выдержав театральную паузу, добавляет: - Километра три, наверное.

Решаем идти пешком, в этот момент кто-то истошно кричит: «Воздух!» Как завороженные пялимся на грузинский самолет, заходящий на колонну бронетехники и за пару секунд до того, как он дает два залпа, ныряем за всеми в ближайшие кусты. Слышны разрывы, обдает жаром.

- И часто у вас так? - интервьюирую лежащего рядом прапорщика, а сам думаю, как кусты могут уберечь от авианалета.

- Сегодня второй раз.

- А чего технику в эту зеленку не загнать, чтоб с воздуха видно не было?

- Команды не поступало.

Еще один грузинский бомбардировщик пролетает мимо, рядом боец кладет на плечо ПЗРК и нажимает на спуск – есть попадание! Из кустов выскакивает пацанва и отправляет вслед дымящему самолету длинные автоматные очереди: «Ура!»…А вот съемочная группа РТР Александра Сладкова.».

 Судя по  фотографиям  сброшенного фонаря кабины Су-25БМ с ясно различимыми  пулевыми пробоинами, стреляли метко.

 

Информация о дальнейших  событиях противоречива.  Достоверно известно, что к О.М. Теребунский остался жив, хотя по одним данным  сломал обе ноги после неудачного приземления, по другим повредил только руку:

 http://osgenocide.ru/gen2008/svidet2008/409-guram-sabanov-stolkikh-detejj-i-zhenshhin.html

«…Над с. Галуанта стояли три наших танка и стреляли по грузинам, пытавшихся подобраться к селу и прикрывали бежавшее население из сел в округе. Дальше люди через леса перебирались на Зарскую дорогу, в п. Джава. Все спешили – кто знал, сколько смогут выстоять ополченцы села? Вскоре появился над селом грузинский самолет, но он не успел полностью разбомбить село, как появился русский самолет. Завязался настоящий воздушный бой, люди выходили из домов и смотрели на то, что происходило в небе. Вскоре наш самолет сбил грузинский. Но и русский самолет не смог много пролетать – скоро и он рухнул на землю. К счастью наш спаситель-пилот смог катапультироваться. Где-то через пять часов он самостоятельно добрался до с. Царитов (Цариты кау) У него рука была ранена...»

Возможно, это и  другие сообщения о воздушном бое  связаны с действиями штурмовиков парой -  ведомый находится   сзади и при ведении им  огня (особенно из пушки) может сложиться впечатление обстрела впереди идущего самолета. Несколько позже, 10 августа  появилось странное и противоречивое сообщение:

http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/08/10/society/365780/0/

«Третьи сутки — утро. В Джаву пришел российский летчик, самолет которого сбили накануне. Причем сбили, по его словам, наши же, еще и обстреливали, когда он летел с парашютом после катапультирования. На вопрос, почему так вышло, отвечает: борт запросили по системе свой—чужой. А он не ответил».

Это описание очень похоже на обстоятельства сбития Теребунского, однако  совершенно непонятно, почему столь небольшое расстояние, при интенсивном потоке транспорта преодолевалось так долго. Или пилот не смог покинуть прифронтовую полосу  в течении 9 августа, или имеет место   ошибка в датировке. Вероятно, Теребунский все же повредил руку,  ибо неясно, как можно  самостоятельно прийти в Джаву через полтора суток со сломанными ногами. Возможно,  что пилот не пришел сам, а был доставлен в Джаву спасателями. Кроме О.М. Теребунского, на роль  незадачливого парашютиста, обстрелявшего свои войска, других кандитатов нет - экипажи Су-24 и Ту-22, сбитого вечером, оказались на  грузинской территории,  сбитый 09.08.2008г. комполка полковник Кобылаш Сергей Иванович подобран  нашим вертолетом Ми-8, а майор Едаменко Владимир Евгеньевич погиб. Вариант  уничтожения  еще одного российского штурмовика 8 или 9 августа крайне маловероятен – данных, свидетельствующих об этом не приводят не только официальные источники,  но и всевозможные интернет-форумы, хотя на них хватает различных слухов. Кроме того, в репортаже А. Сладкова  о разведчиках 135-го МСП:

 http://video.google.com/videoplay?docid=6607605650638532598

утверждается, что 8 августа разведрота капитана Ухватова захватила в плен несколько грузинских военных, в том числе, летчика, сбитого над Цхинвалом. Но кроме Теребунского, разведчикам на тот момент просто некого было «захватывать» в  плен! Кроме того, удалось обнаружить интересную реплику  участника  одного из интернет-форумов:

http://www.cross-worlds.ru/forum/index.php?PHPSESSID=8jfvp5ctaune9cr7846e4ienb2&topic=4989.msg125899#msg125899

«… у меня родственник лежит сейчас во Владикавказе в госпитале с осколками в бедре (из руки уже вынули)….там у них лежит сбитый летчик с "Грача" - матерится на разведку - промухала хохлорадары у грузин - установка была про ПЗРК только - и говорит, что целеуказания раздали в конце июля…»

Опять таки,  это может быть только  Теребунский, сбитый именно ПЗРК.

 

В любом случае, на факт  потери штурмовика тут же отреагировала грузинская пропаганда:

 http://scrolllock.livejournal.com/76209.html#cutid1

19:18, 8 августа.  К этому часу в течение дня сбиты пять российских самолетов. Последний – ровно в 19.00 недалеко от Цхинвали.

Под последним, вероятно понимается Су-25 Теребунского, к сбитию которого грузины не имеют никакого отношения. Фактически, к этому времени было сбито 2 российских самолета – Су-24 и Су-25 и поврежден еще один Су-25. Грузинские власти не откажутся от своих  победных реляций  и после войны,  указывая в числе сбитых 08.08.2008г. 4 (!) Су-25 из 368-го  ОШАП:

http://osradio.ru/news/all/eid/15906.html

«…8 августа не только грузинские подразделения были подавлены и деморализованы из-за бомбежек русской авиации. В результате коротких, но эффективных противовоздушных боев грузинская сторона сбила 4 самолета типа СУ-25 Буденновского авиаполка (которые были на начальном этапе подключены к бомбежке грузинских территорий). После этого летчики полка отказались выполнять полеты, из-за чего в боевые операции включился авиаполк СУ-25, расположенный в Краснодаре.».

Указанное сообщение является чистым вымыслом, как в части потерь авиации, так и в части отказа пилотов  выполнять боевые вылеты.

 

Однако день еще не закончился, и поздним вечером  российские ВВС понесли самую тяжелую потерю в этой войне. Вечером  8 августа, на большой высоте, был сбит      Ту-22М3 52-го ТБАП (Шайковка), возможно №36, с экипажем в составе подполковника Александра Ковенцова, майора Вячеслава Малкова, майора Виктора Прядкина, майора Игоря Нестерова. Подробностей этой потери достаточно много:

http://www.mk.ru/blogs/MK/2009/03/04/society/397816/

«…Правда, затем выяснилось, что сбитый “Ту-22” в Грузию летал не один (по неофициальной информации, сначала их было 6, а потом еще 7).

… Когда в 14 часов ко мне пришел командир, я уже все знала, спросила только: взорвался самолет или нет? Он ответил: мы пока не знаем. Толком никто не видел — была слишком густая облачность. Саша шел ведущим. Ведомые заметили только, как к нему летели две ракеты. От одной он увернулся, но поймал вторую. Самолет стал падать и пропал в облаках. Поначалу они даже не поняли, кого потеряли, потому что сами разбегались от ракет: кто на высоту, а кто вниз. Затем, когда уже выстроились, чтоб лететь назад, увидели: сбит ведущий».

http://www.strizhi.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1219408809/all

«...там было не 8 а пять самолетов, кроме того было выпущено 6 ракет по данной группе. Попадание было только одно. Погибло трое летчиков … Так сказал мне командир 22-ой авиадивизии».

По первоначальным сообщениям он был  сбит в районе деревни Карелии, впрочем, встречались и другие данные о  месте падения обломков    Ту-22М3:

http://www.strizhi.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1219408809/all

«…В ночь с 8 на 9 августа работала группа 52-го ТБАП (Шайковка), бомбили район н.п. Гори. В Моздок вернулось 7 машин. Один остался в Тквиави.».
http://www.strizhi.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1219408809/150

«…Ту-22 был сбит на границе между Южной Осетией и Грузией, обломки: кабина, три кресла и крышка фонаря обнаружены на юго-осетинской территории.
Информация предоставлена генерал-майором Александром Блаженко…Продолжается поиск бортовых самописцев. Поисковые работы затруднены гористой местностью...».

Как видно, район падения самолета заявлялся достаточно обширный. Более подробная информация   была получена в  передаче телекомпании Рен-ТВ  от 21.02.2009г. Со ссылкой на очевидцев  падения самолета, первыми обнаруживших  катапультировавшегося майора Вячеслава Малкова, место  можно определить более точно -  западная  часть Южной Осетии, на стыке Знаурского и Джавского районов, недалеко от г. Швильдиси  и реки Дзирула, причем  обломки самолета упали на территории Южной Осетии, а  пилот приземлился в Грузии. Позднее появились и другие подробности:

http://www.mk.ru/blogs/MK/2009/03/04/society/397816/

«— Малков что-то рассказывал после возвращения?

— Говорил, катапультировался в ручном режиме — и больше ничего не помнит. Приземлился на дерево. Сломал позвоночник. Его подобрали 8 грузинских военных и отвезли в Гори. Потом его показали по телевизору. А моего мужа с тех пор ищут.

Поисковики из ростовской армии не могли обнаружить самолет целый месяц. Только когда наш командующий Павел Васильевич Андросов — я ему очень благодарна — сам организовал и отправил группу поиска на место падения, дело сдвинулось. Утром 9 сентября пограничники наткнулись на катапультное кресло. По номеру определили, что это кресло командира. Оно сработало штатно. На расстоянии, на котором и положено, нашли вытяжной парашют. Если бы приземление было неудачным, то между креслом и парашютом лежал бы летчик. Но его там не было.

— Кресло было далеко от самолета?

— На расстоянии 1 км 200 м. Сам самолет, точнее, груду металла, обнаружили на границе Южной Осетии и Грузии, в 2 км от горы Швильгиси. Там же были останки двух тел».

Косвенным доказательством этому может служить отсутствие у грузинских пропагандистов достоверных  фотографий  сбитого  самолета.  Сбитый       Су-24 был отснят со всех сторон, в том числе и   сотрудниками грузинского  журнала  «Арсенал» уже после войны. А  фотографий четко опознаваемых обломков Ту-22М3 (например  двигателей, отдельных элементов  планера) нет. В сети  Internet мне не удалось найти и  каких либо видеороликов, однозначно  определяемых как  уничтожение Ту-22М3. На единственной фотографии из  журнала «Авиапарк» №4-2008г.,  обломки, «приписываемые» Ту-22М3, фактически являются обломками Су-24, сбитого возле деревни Дзевера, что  можно безошибочно  определить  как по   характеру  местности,  так и по частям  самолета. Кроме того, грузинский военнослужащий, попавший в кадр,  на другой фотографии позирует на крыле  сбитого Су-24.

Фото из журнала  «АвиаПарк» №4/2008г.

 Ту-22М3 действительно упал на границе и вероятно, в ходе боев было не до съемок – а после войны эти территории отошли к  осетинской стороне. Так же расплывчаты подробности потери. Из анализа множества сообщений можно предположить,  что борт №36 был замыкающим в группе  численностью от  5 до 8 Ту-22М3, наносящих бомбовый  удар где то неподалеку от Гори, и возможно осуществлял контроль результатов удара. Учитывая, что сбитый самолет после катапультирования  пилотов как правило пролетает какое то расстояние (чем и объясняется  падение самолета на осетинской, а пилотов на грузинской территории) а так же своеобразную  конфигурацию границы между Грузией и Южной Осетией в этом районе, можно предположить, что    Ту-22М3 шел курсом приблизительно на Гори и был сбит до сброса бомб, причем налет группы был сорван и самолеты легли на обратный курс.

Не меньше версий имеется и по поводу    причины потери бомбардировщика -его гибель приписывают практически всем ЗРК, состоявшим на вооружении грузинской  армии, а так же   техническим неисправностям. Встречаются и совсем  фантастические версии,  не подтверждающиеся  другими данными:

http://www.waronline.org/forum/viewtopic.php?printertopic=1&t=18167&postdays=0&postorder=asc&&start=325&sid=c49038b75496022d126b9f6eeced1734

«…Ту-22М3Р - сбит российской ПВО, при отходе после удара на ПМВ…»

Исходя из  того,  что   бомбардировщик был уничтожен  над территорией Южной Осетии, в труднодоступном районе, маловероятно, что  в первый же день конфликта  грузинам  удалось доставить в  горы  ЗРК«Spider» или  «Оса –АКМ», имеющие сравнительно небольшую дальность стрельбы. Кроме того,  согласно имеющейся информации, немногочисленные ЗРК«Spider»  (одна или две установки) в дни войны находились под Гори, а техническое состояние  ЗРК «Оса–АКМ» оставляло желать лучшего. Применение  ПЗРК   в условиях облачности затруднительно, да и сведения о нахождении в этом районе грузинских войск отсутствуют. Вероятнее всего,  ТУ-22М3 был сбит грузинским  ЗРК Бук-М1, имеющим большую дальность стрельбы..

Точное время гибели    Ту-22М3   так же неизвестно, в уже упоминавшейся    передаче телекомпании Рен-ТВ  от 21.02.2009г.  житель деревни Корбоули, наблюдавший падение  бомбардировщика и первым обнаруживший  Малкова, оказался в этом районе, отправившись за дровами, что плохо соответствует темному времени суток.   Кроме того, есть и иная  информация:

http://www.factnews.ru/article/16sep2008_pilot_2/

Анонимный источник в российской военной разведке сообщил, что, по имеющимся данным, весь экипаж самолета катапультировался, и трое летчиков, возможно, до сих пор находятся в плену. "Есть показания очевидцев, которые видели, как экипаж в полном составе катапультировался. В небе они видели четыре купола парашютов со сбитого Ту-22. Мы не исключаем никаких версий, в том числе и версии гибели экипажа. Возможно также, что летчики до сих пор находятся в плену", - отметил он.

Грузинские информагентства сообщили о поражении российского самолета в 22:00:

http://som.livejournal.com/419670.html

«8 августа 22:00 сбит российский СУ-24. Летчик взят живым. Телеканал Рустави 2 показывает кадры 8 августа»

Правда, тип указан  неверно, но  других потерь, тем более с попавшими в плен пилотами в это время российские ВВС не несли.

 Неясность  с судьбой экипажа сохраняется до сих пор. Достоверно можно сказать что майор Вячеслав Малков остался жив, а майоры Виктор Прядкин и Игорь Нестеров погибли.   Судьба командира экипажа остается туманной.  Вот первые сообщения о  сбитых летчиках:

http://www.regnum.ru/news/1038813.html

15:50 09.08.2008 По сообщению грузинских телеканалов, грузинской стороной задержаны трое пилотов, катапультировавшихся со сбитых над территорией Грузии российских бомбардировщиков, передает корреспондент ИА REGNUM. В настоящее время летчиков перевозят в Тбилиси. Напомним, что сегодня утром был также обнаружен труп пилота, управлявшего российским бомбардировщиком, сбитым над территорией Грузии около 11-30 9 августа.

http://news.mail.ru/politics/1934987/

09.08 2008, 20:59 «Вести.Ru». Грузинская сторона назвала имя одного из пилотов, который управлял бомбардировщиком и был сбит в районе Гори. Это полковник Игорь Зинов. Его и еще двоих летчиков отправили в Тбилиси на допрос. Еще один летчик погиб, когда был сбит самолет.

В первом сообщении очевидно опечатка,  речь идет о   23.30 8 августа, т.е. кто то из экипажа Зинова. Двое из  пленных несомненно Малков и Зинов,  но кто  третий? Любопытна и следующая информация:

http://forum.anspress.com/index.php?s=daa4fb3518172d358eda03f125cb5a87&showtopic=6607&st=40&p=112651&#entry112651

9 августа 14:00 Второй пилот сбитого грузинскими ПВО российского самолета пока еще жив, хотя находится в очень тяжелом состоянии. Второй допрашивается.

Неясно, идет ли речь о Зинове? Вновь интервью с пилотами в грузинской больнице:

www.kommersant.ua 

"…В разговоре же выясняется, что у майора Малкова, чей самолет Ту-22 был сбит 9 августа, сломан позвоночник.

– В Гудушаури нам оказали первую помощь,– рассказывает майор.– Там мне фактически пришили руку, которую перебило то ли осколком, то ли еще чем-то.
…в неведении о судьбе троих членов своего экипажа находится и майор Вячеслав Малков:
– Наш "Ту" был приспособлен под аэрофотосъемку. Мы разведку вели, когда нас ракетой достали.
Плененные пилоты не жалуются на условия, но говорят, что из российского посольства их никто не посещал, зато навестила жена президента Михаила Саакашвили Сандра Руловс.
– Что она говорила? – интересуюсь я. – Да ничего хорошего, поговорили о том, кому нужна эта война,– отвечает майор Малков и отворачивается к стене."
Информация о  модификации сбитого бомбардировщика получила подтверждение и из официальных источников:

http://www.rian.ru/defense_safety/20080810/150242864.html

МОСКВА, 10 авг - РИА Новости. Сбитый в Грузии стратегический бомбардировщик Ту-22 ВВС России выполнял разведывательный полет, сообщил в воскресенье на пресс-конференции в РИА Новости заместитель начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын.

"Ту-22 - это стратегический бомбардировщик, он применялся в этих условиях для определения целей, при помощи него мы осуществляли разведку", - сказал генерал …

Как сообщил РИА Новости начальник управления пресс-службы информации полковник Александр Дробышевский, в Южной Осетии применялся самолет Ту-22 разведывательной модификации.

Таким образом, речь идет разведывательной модификации Ту-22М3-Р. Однако по другой  информации, сбитый бомбардировщик был обычным строевым Ту-22М3. В связи с этим не исключена  сознательная дезинформация, как со стороны командования, так и пленного летчика, тем более что позднее  появилась новая информация:

http://www.osradio.ru/news/all/eid/16141.html#comms

Бомбардировщик выполнял комплексную боевую задачу, которая включала в себя и воздушную разведку. «Однако просто летать на разведку с пустыми бомболюками не имеет смысла», – сказал Ноговицын.

http://www.mk.ru/blogs/MK/2009/03/04/society/397816/

Позже, правда, оказалось, что был и “Ту-22”-разведчик. Точнее, экспериментальный самолет-лаборатория, созданный на его базе. Он принадлежал летно-испытательному центру в Ахтубинске. Этот новейший и страшно дорогостоящий образец, еще даже не поступивший на вооружение, действительно отправили в Грузию с целью разведки.

Майор Вячеслав Малков 19 августа возвращён при обмене военнопленными российской стороне. Позднее стала проясняться и  судьба штурманов:

http://www.factnews.ru/article/16sep2008_pilot_2/

16 сентября 2008. Грузинская сторона передала тела двух погибших российских летчиков дальнего бомбардировщика Ту-22М3, который был сбит в ходе боевых действий в Южной Осетии, сообщил во вторник источник в штабе авиабазы ВВС в Моздоке. Данную информацию подтвердил заместитель начальника Генштаба вооруженных сил России генерал-полковник Анатолий Ноговицын. "Для проведения идентификации тела погибших летчиков планируется перевезти из Моздока в Государственный центр судебной медицины и криминалистической экспертизы в Ростов-на-Дону, где будет сделано официальное заключение", - отметил представитель авиабазы, которого цитирует "Интерфакс".  По его словам, грузинская сторона передала тела двух штурманов самолета. "Судьба командира экипажа пока неизвестна. Он считается пропавшим без вести", - отметили в военные в Моздоке.

Впрочем, родственники погибших  излагают ситуацию несколько по-другому:

http://www.news.nashbryansk.ru/2008/10/02/neighbours/pilots/

«…А на сороковой день после катастрофы в интернете мы вычитали, что российские поисковики нашли в горах на границе Грузии и Южной Осетии самолет. В тот же день нам перезвонили из командования ВВС: на штурманском месте — в хвосте боевой машины — останки двух тел… Их отправили в Ростов на экспертизу». В экипаже сбитого самолета был еще один пилот — майор Вячеслав Малков, раненый он успел катапультироваться, Грузия впоследствии передала его России. Сейчас он в госпитале. О судьбе командира экипажа, смолянина Александра Ковенцова, до сих пор ничего не известно.».

Достоверной  информации о судьбе командира экипажа  не появилось и по окончании войны:

http://www.factnews.ru/article/18Nov2008_poteryalis/

18 ноября 2008. "Сообщения о том, что грузинская сторона передала российским военным останки пилота, не соответствуют действительности", - заявил "Интерфаксу" во вторник помощник главкома ВВС Владимир Дрик.

Ранее во вторник в администрации региона Шида Картли заявили, что грузинская сторона передала российским военным останки пилота, которые были недавно обнаружены в Цхинвальском регионе.

Ситуация  изменилась только  через  6 месяцев, когда грузинская сторона передала неопознанные останки:

http://lenta.ru/news/2009/03/02/remains/

02.03.2009, 15:29:34 Россия получила от Грузии останки, которые могут принадлежать летчику сбитого в ходе августовской войны над территорией Южной Осетии Ту-22, сообщает РИА Новости со ссылкой на заместителя начальника Генштаба ВС РФ Анатолия Ноговицына. Сообщается, что останки были получены при посредничестве Международного Комитета Красного Креста. По словам Ноговицына, в ходе встречи, состоявшейся в феврале, России были переданы семь человеческих фрагментов. Они направлены для идентификации в лабораторию Ростовского военного госпиталя.

Ноговицын отметил, что ранее грузинская сторона провела экспертизу ДНК этих останков и признала, что они принадлежат не грузинским военнослужащим. Он добавил, что идентификация начнется после того, как будет переведены сопровождающие документы с грузинского на русский язык.

Позднее выяснилось, что российской стороне были переданы не останки, а ДНК-коды в табличной форме на грузинском языке, сведённые на грузинском языке в  специальную форму на стандартных листах:

http://www.echo.msk.ru/programs/voensovet/580853-echo/

 В уже упоминавшейся передаче телекомпании Рен-ТВ  от 21.02.2009г. Вячеслав Малков заявил, что в момент поражения ракетой его командир был жив, отдал команду экипажу  катапультироваться,  и сумел катапультироваться сам, через две секунды после второго пилота. Подтверждением этому служит  обнаруженное на  грузинской  территории  уже упомянутое выше катапультируемое  кресло, по номеру опознанное  как кресло командира Ту-22М3.  

Думаю, в данном случае нашим военным необходимо последовать примеру своих израильских коллег, не прекращающих поиски пропавших без вести военнослужащих десятилетиями, пока их не находят – живых или мертвых!

Но все это будет позже, а пока, за  первый день  боев наши войска заявили об  уничтожении  одного грузинского  штурмовика:

http://www.rian.ru/defense_safety/20080809/150218254.html

МОСКВА, 9 авг - РИА Новости.  02.08. Грузинские военные не прекращают обстрел Цхинвали, ведя огонь по дорогам и жилым кварталам, однако несут серьезные потери, сообщил РИА Новости по телефону источник в российских силовых структурах.

"В результате боев российские миротворцы и пришедшие им на помощь подразделения 58-й армии уничтожили большое количество грузинской бронетехники и самолет грузинских ВВС", - сказал собеседник агентства.

 Как уже говорилось, это был Су-25 российских ВВС. Уничтожение еще 3 Ан-2 на земле признано грузинскими властями, заявившими в свою очередь 5 побед. Фактически, до наступления сумерек   им    удалось сбить  только 1 самолет Су-24 и повредить  1 Су-25. Еще 1 заявленный ими  Су-25 был  сбит российскими войсками. Однако объявить о своей крайней победе – сбитом Ту-22 -  грузинские власти не успели - началась ночь, а за ней второй день войны.


[Главная] [8 августа] [9 августа] [10 августа] [11 августа] [12 августа] [После войны] [Итоги]

Используются технологии uCoz